Интернет-журнал «Головная боль» главная  архив  каталог  интернет-база  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

К вопросу о формировании головной боли напряжения у детей


А.П. Рачин, И.В. Абраменкова, Я.Б. Юдельсон, А.В. Сергеев, Д.В. Сергеев

Государственная медицинская академия,
Государственный педагогический университет, Смоленск


Исследования, посвященные распространенности и клиническим характеристикам головной боли (ГБ) у детей немногочисленны и противоречивы (Pendino M., 1995). Отчасти, это связано с различиями в выборе групп исследования, а также неоднозначным подходом к интерпретации клиники ГБ (Gladstein J., 1995).

В проведенных ранее исследованиях нами показано преобладание (36,8%) головной боли напряжения (ГБН) среди различных вариантов ГБ. Отмечено, что частота ГБН плавно нарастает к 11-12 годам, когда наблюдается пик болезни (47,2%) с последующим снижением к возрасту окончания школы (33,3%).

В структуре заболевания преобладает эпизодический вариант, но с возрастом болезнь имеет тенденцию к хроническому течению. В то же время при анализе факторов формирования ГБН у детей и подростков наибольшее значение играют проблемы, связанные с обучением (конфликты с учителями, загруженность ребенка уроками и др.), разногласия в семье, включая развод родителей и чрезмерное родительское попечительство, действие которых проявляется на фоне личностных особенностей ребенка.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось выявление роли "ближнего окружения" в формировании ГБН у детей и подростков.

Проведено обследование 833 школьников общеобразовательной средней школы (414 мальчиков, 419 девочек) в возрасте 7-17 лет. Диагноз ГБН выставлялся на основании клинико-неврологического осмотра с использованием анкетной формы по ГБ, рекомендованной МОПГБ. Кроме этого анализировался анамнез жизни и болезни. Особое внимание уделялось составу и материальному обеспечению, а также показателям успеваемости и сопутствующей хронической патологии. Сведения были предоставлены классными руководителями из школьных журналов успеваемости, а также школьным врачом из амбулаторных карт детей. Одновременно проводилось оценка личностных особенностей подростков (№=31), страдающих ГБН, их родителей (№=31), и учителей (№=31), которые обучали детей в школе. Обработка полученных данных осуществлялась методами описательной статистики.

Результаты исследования выявили зависимость частоты ГБН (прежде всего ее хронического варианта) от социальных факторов.

Полученные данные позволяют выделить несколько блоков. Первый блок - это влияние семейной дезадаптации (неполная или безработная семья и т.д.) и, так называемого "болевого поведения" родителей (прежде всего, матерей) на формирование ГБН.

Частота ГБН, и в первую очередь, хронический вариант болезни напрямую зависит от полноты и уровня материального обеспечения родителей. Чем выше процент неполных семей и показатель безработицы среди родителей, тем выше распространенность ГБН. Однако эти факторы играют неоднозначную роль в различном возрасте. Так, вероятно, в возрасте 7-8-ми лет на формирование ГБН у ребенка оказывает меньшее влияние отсутствие кого-либо из родителей или малый материальный достаток в семье. В то же время с возрастом эти факторы начинают играть ключевую роль в развитии и поддержании заболевания (рис 1).

При опросе детей, страдающих ГБН, оказалось, что около 40% их матерей предъявляют жалобы на аналогичные ГБ, и только в 1,3% случаев они встречаются у отцов. Это позволяет сделать предположение о существовании "болевых семей", где риск появления и формирования ГБН у ребенка выше, т.к. постоянные жалобы на ГБ среди матерей, закрепляют представление ребенка о цефалгии и о том поведении, которое должно быть у него во время купирования приступа (отдых, прием анальгетиков и т.д.).

По возрасту 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет
Количество обследованных 133 137 214 205 133
Средний возраст 7,6 9,7 11,7 13,7 15,6
Жалобы на ГБ 21,9% 40,2% 57,7% 51,3% 44,3%
ГБН хронический вариант 2,3% 4,6% 6,4% 4,7% 5,7%
Неполные семьи 16,4% 19,8% 30,7% 23,4% 19,8%
Хронические соматические заболевания 7,8% 10,6% 17,5% 14,0% 4,8%
Наличие аналогичных ГБ у родственников 6,2% 24,7% 33,4% 26,6% 27,3%
1 из родителей не работает 44,4% 41,1% 50,1% 42,0% 25,3%
Успеваемость 4,3 4,1 3,8 3,6 3,7

Рис 1. Влияние различных факторов на частоту ГБ

Логично было предположить, что пик ГБН в 11-12 лет связан со школьной программой подготовки. Однако при детальном анализе отмечено, что среди детей, обучающихся по единой школьной программе, есть классы с высокой и низкой распространенностью ГБН. В классах с высокой частотой ГБН, выше показатель "социальной дезадаптации" и процент "болевых семей" и хуже успеваемость, а при низкой частоте болезни - наблюдается противоположная динамика. Вероятно, это позволяет предположить существование "болевых классов", где, чем больше детей жалуется на ГБН, тем выше шанс ее очередного появления или перехода в хроническую форму (рис.2).

  6«А» 6«В»   7«Б» 7«Г»   8«В» 8«Д»
Всего 16 23   17 19   16 22
Жалобы на ГБ 75,0% 56,5%   23,5% 73,7%   68,8% 27,3%
Нет жалоб на ГБ 25,0% 43,5%   76,5% 26,3%   31,3% 72,7%
Хронич. ГБН 18,8% 0,0%   0,0% 10,5%   12,5% 0,0%
Средний возраст 11,6 11,1   12,0 12,1   12,5 13,1
Успеваемость 3,8 3,9   4,3 3,6   3,3 3,7
Неполные семьи 43,8% 17,4%   17,6% 31,6%   50,0% 22,7%
Хронич. заб-я 6,3% 21,7%   17,6% 10,5%   0,0% 13,6%
ГБ у родств. 56,3% 30,4%   11,8% 47,4%   43,8% 13,6%
1 родитель б/р 56,3% 43,5%   23,5% 63,2%   62,5% 45,5%

Рис 2. Влияние различных факторов на частоту ГБ у учащихся одной параллели.

Проведение клинико-психологического обследования 36 учителей позволило выявить у них высокие показатели личностной тревожности (50,8 баллов), а также тот факт, что 78,3% педагогов страдали ГБН (хронический вариант - 10,3%) и 8,1% - мигренью, что, безусловно, формирует определенное "болевое поведение" преподавателя на уроках. Кроме того, анонимный опрос учителей на вопрос: "Заинтересованы ли Вы в преподавании своего предмета?", выявил отсутствие мотивации в преподавании школьных предметов: ответ "нет" - 57%, "затрудняюсь ответить" - 29%, что ведет к развитию педагогической запущенности школьников, и играет важную роль в формировании ГБН.

При детальном клинико-психологическом обследовании школьников, страдающих ГБН, выявлены определенные характерологические особенности личности, достоверно отличающие эту категорию пациентов от здоровых детей и являющиеся преморбидным фоном развития болезни. Основные из них, в целом не зависят от пола и социальных факторов. Это - преимущественно циклотимический, гипертимный и экзальтированный типы акцентуаций личности с высоким уровнем личностной тревожности и наклонностью к ипохондрии и паранойяльности.

Таким образом, отрицательное влияние социальных факторов, и прежде всего, со стороны "ближнего окружения" способствует развитию и поддержанию ГБН у ребенка, а следовательно предполагает иные подходы для ее профилактики и коррекции.

Рис 3. Схема формирования ГБН у детей и подростков.

Рис 3. Схема формирования ГБН у детей и подростков.



Литература

  1. Вейн А.М., Шварков С.Б. Эпидемиология вегетативных нарушений у московских школьников. // Журнал неврол. и псих. им. С.С. Корсакова.- 1993.- №6.-C. 59-62.
  2. Кваскова И.В., Шварков С.Б. Головная боль напряжения в практике детского неврологического стационара: Тезисы Российской научно-практической конференции "Патологическая боль".- Новосибирск, 1999.- С. 76-77.
  3. Рачин А.П. Раскраска "RELAX". Методика для снятия эмоционального напряжения.- Смоленск.- 2000.- 45 с.
  4. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дисс. канд. мед. наук.- М., 2002.- 26 с.
  5. Роговина Е.Г., Алексеев В.В., Яхно Н.Н. Клинические особенности первичных головных болей в детском возрасте: Материалы YIII Всероссийского съезда неврологов.- Казань.- 2001.- С. 31.
  6. Юдельсон Я.Б., Рачин А.П. Эпидемиология "школьной" головной боли // Актуальные вопросы неврологии и нейрохирургии детского и подросткового возраста: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию нейрохирургии Башкортостана.- Уфа.- 2000.- С. 192-193.
  7. Classification and diagnostic criteria for headache disorders, cranial neuralgias and facial pain. Headache Classification Committee of the HIS // Cephalalgia.- 1988.- V. 8, Suppl. 7. P. 1-96.
  8. Judelson J. B., Ratchin A.P. The Treatment of the tension-type headache in schoolchildren // Abstract book of 5th Congress of European Association for Clinical Pharmacology and Therapeutics.- Odense, Denmark.- 2001.- V.89, Suppl.1, P.46.



главная  архив  каталог  интернет-база  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал «Головная боль»