Интернет-журнал «Головная боль» главная  архив  каталог  интернет-база  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

Автоматизированная система анализа риска
хронизации головной боли у детей


И.В. Абраменкова

Государственный педагогический университет, Смоленск


Целью настоящего исследования явился анализ социальных факторов и болевого поведения родителей как частный случай формирования головной боли (ГБ) у детей.

Для осуществления всестороннего подхода в понимании оформления хронической ГБ и ребенка представляется перспективным применение элементов математического моделирования для создания автоматизированных систем анализа полученных данных. В рамках данного исследования анализировалась совокупность различных факторов, влияющих, по мнению авторов, на частоту ГБН у школьников разных возрастных группах, учащихся в разных классах (т.е. ежедневно тесно общающихся в разных замкнутых коллективах). Анализировались следующие факторы - жалобы на схожие ГБ у ближнего окружения больных детей ( со стороны родителей, учителей и сверстников), что отражает форму болевого поведения, а также ряд социальных показателей пациентов (неполные семьи, наличие безработных родителей).

Для решения поставленной задачи авторами был разработан специальный элемент автоматизированной системы анализа риска хронизации ГБ у детей.

Алгоритм решения поставленной задачи можно описать следующим образом. Из общего количества школьников были сформированы группы по возрастному признаку и по частоте ГБ. Для каждой из выделенных групп анализировались факторы, влияющие на частоту ГБ. В качестве аппарата исследования использовался метод дробящихся эталонов. Классификация проводилась по критерию "эпизодический вариант ГБ", "хронический вариант ГБ" в различных возрастных группах. Оптимальная точность классификации достигалась проведением анализа частоты ГБ у школьников одной возрастной группы, но учащихся в параллельных классах. Отметим, что в данном случае учитывались факторы в процентном соотношении ко всей исследуемой группе.

Результаты классификации приведены на рис.1.

Рис. 1. Пример классификации для двух факторов (болевое поведение ближайших родственников, неполные семьи)

Рис. 1. Пример классификации для двух факторов (болевое поведение ближайших родственников, неполные семьи)

Прокомментируем полученные результаты. Как показано на рис. 1. для каждого класса проводилась классификация и были найдены эталоны т.е. наиболее "типичная" для данного класса совокупность признаков. Так для класса "частота жалоб на ГБ 2-3 раза в неделю" процент родственников, страдающих ГБ, составил ?86%, процент неполных семей ?33%. Эти значения предположительно являются пороговыми в совокупности для данного класса объектов и позволяют выделять коллективы детей с повышенным риском развития и поддержания ГБН.



Литература

  1. Юдельсон Я.Б., Рачин А.П. Эпидемиология "школьной" головной боли. // Актуальные вопросы неврологии и нейрохирургии детского и подросткового возраста: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию нейрохирургии Башкортостана.- Уфа.- 2000.- С. 192-193.
  2. Юдельсон Я.Б., Рачин А.П. Эпидемиологические и клинико-психологические аспекты ГБН у учащихся школы-интерната. // Тезисы научно-практической конференции "Клинические и теоретические аспекты боли".- Москва.- 2001.- С. 66-67.



главная  архив  каталог  интернет-база  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал «Головная боль»