Интернет-журнал "Головная боль" главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

Тема номера

Клинико-психологические шкалы в диагностике ГБН у детей


А.П. Рачин

Смоленская государственная медицинская академия


Опросник "Качество жизни ребенка"

ВопросОтвет
1. Изменилось ли Ваше настроение с тех пор, как впервые появились головные боли (ГБ)? a) Нет (0 баллов)
b) Я стал чаще грустить (1 балл)
c) Большую часть времени я подавлен (2 балла)
d) Я настолько подавлен, что это пугает меня (3 балла)
2. Нарушают ли ГБ Ваши взаимоотношения в семье (родители, братья, сестры)? a) Нет (0 баллов)
b) В некоторой степени (1 балл)
c) В большой степени (2 балла)
d) В огромной степени (3 балла)
3. Повлияла ли ГБ на Ваши отношения с друзьями? a) Нет (0 баллов)
b) Встречи стали не так часты (1 балл)
c) Встречи стали более редкими (2 балла)
d) Я полностью изолирован от окружающих (3 балла)
4. Изменился ли в связи с ГБ привычный круг Вашего общения (в школе, дома)? a) Нет (0 баллов)
b) Круг общения несколько сузился (1 балл)
c) Общение ограничивается лишь давними друзьями и семьей (2 балла)
d) Общение ограничивается лишь ближайшими родственниками (3 балла)
5. Изменились ли Ваши успехи в школе с момента появления ГБ? a) Нет (0 баллов)
b) Я стал учиться несколько хуже (1 балл)
c) Я стал учиться значительно хуже (2 балла)
d) Я стал учиться плохо (3 балла)
6. Ограничивают ли у Вас ГБ способность к выполнению обычных бытовых обязанностей (приготовление пищи, уборка квартиры, покупки, стирка)? a) Нет (0 баллов)
b) Незначительно ограничивает (выполнение не менее 75% привычных повседневных обязанностей) (1 балл)
c) Умеренно ограничивает (выполнение около 50% привычных повседневных обязанностей) (2 балла)
d) Значительно ограничивает (выполнение менее 25% привычных повседневных обязанностей) (3 балла)
7. Ограничивают ли у Вас ГБ способность к самообслуживанию (способность принимать пищу, одеваться, умываться)? a) Нет (0 баллов)
b) Незначительно ограничивает (самообслуживание составляет не менее 75%) (1 балл)
c) Умеренно ограничивает (самообслуживание около 50%) (2 балла)
d) Значительно ограничивает (самообслуживание менее 25%) (3 балла)
8. Ограничивает ли ГБ Ваши интересы (хобби, телевизор, компьютерные игры, чтение, спорт, дискотека)? a) Нет (0 баллов)
b) В некоторой степени (1 балл)
c) В большой степени (2 балла)
d) В огромной степени (3 балла)
9. Беспокоят ли Вас чувство тревоги, навязчивые мысли, страхи? a) Нет (0 баллов)
b) Беспокоят периодически (1-2 раза в месяц) (1 балл)
c) Беспокоят часто (1-2 раза в неделю) (2 балла)
d) Практически постоянно (3 балла)
10. Что помогает Вам справиться с ГБ? a) ГБ проходит сама (0 баллов)
b) Прогулка по улице (1 балл)
c) Сон (2 балла)
d) Прием лекарств (3 балла)

Ключ: Оценка данных производится посредством сопоставления с результатами обследования контрольной группы.




Шкала оценки качества сна

Клинические симптомы Никогда Иногда Часто (Почти) всегда
1 Беспокойство, страх при отходе ко сну 0 1 2 3
2 Невозможность заснуть более 30 минут 0 1 2 3
3 Поверхностный сон с множеством сновидений 0 1 2 3
4 Поверхностный сон с ночными пробуждениями 0 (нет) 1 (1-2 за ночь) 2 (3-4 за ночь) 3 (5-6 за ночь)
5 Ночные пробуждения с жалобами на ГБ 0 1 2 3
6 Трудность засыпания после пробуждения 0 1 2 3
7 Ночные кошмары (сны, которые Вас пугают) 0 1 2 3
8 Снохождение 0 1 2 3
9 Сноговорение 0 1 2 3
10 Ритмические движения во время сна 0 1 2 3
11 Бруксизм 0 1 2 3
12 Ночное потение 0 1 2 3
13 Раннее окончательное пробуждение 0 1 2 3
14 Чувство невыспанности, усталости при пробуждении после ночного сна 0 1 2 3
15 Отсутствие ночного сна 0 1 2 3
16 Дневной сон 0 1 2 3
17 Дневная сонливость 0 1 2 3

Ключ: наличие инсомнии - свыше 12 баллов у детей или 9 баллов у взрослых, а также оценка в 3 балла по отдельному клиническому симптому.




Тест на акцентуации характера

(детский вариант опросника Шмишека - Леонгарда)

Инструкция: Предлагаем тебе ответить на приведенные ниже вопросы. Нас интересует лишь твоё мнение по каждому вопросу. Поэтому отвечай сразу, не задумываясь. Помни, что правильных или неправильных ответов в данном тесте нет. Ты можешь ответить лишь "да" или "нет". На самом опроснике ничего писать не следует. Свой ответ отмечай в ответном бланке, поставив крестик в окошке "да" или "нет" напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.

  1. Ты обычно спокоен, весел?
  2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
  3. Стремишься ли ты во всём и всюду соблюдать порядок?
  4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
  5. Бывает ли так, что у тебя на глаза навёртываются слёзы в кино, театре, беседе и т. д.?
  6. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
  7. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
  8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
  9. Ты серьёзный человек?
  10. Бываешь ли ты обычно центром внимания в компании?
  11. Можешь ли ты восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
  12. Предприимчивый ли ты?
  13. Скоро ли ты забываешь, если тебя кто-нибудь обидел?
  14. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, кружке, в спортивной секции?
  15. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
  16. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
  17. Когда ты был маленьким, боялся ли ты, грозы, собак?
  18. Зависит ли твоё настроение от домашних и школьных дел?
  19. Бывает ли у тебя неспокойно на душе, ощущение возможной беды, неприятности?
  20. Тебе обычно немного грустно?
  21. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?
  22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
  23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?
  24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
  25. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
  26. Раздражает ли тебя, когда скатерть или занавес висят неровно?
  27. Сможешь ли ты зарезать курицу или поросёнка?
  28. Когда ты был маленьким, боялся ли ты оставаться один дома?
  29. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
  30. Легко ли ты можешь рассердиться?
  31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
  32. Ты - один из лучших учеников в классе?
  33. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
  34. Умеешь ли ты веселить ребят?
  35. Можешь ли ты сказать прямо кому-то, всё, что ты о нём думаешь?
  36. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
  37. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
  38. Боишься ли ты крови? Вызывает ли она у тебя неприятные ощущения?
  39. Тебе неприятно войти в пустую, тёмную комнату?
  40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
  41. Ты когда-нибудь убегал из дому?
  42. Кажется ли тебе жизнь тяжёлой?
  43. Охотно ли ты выступаешь на школьных вечерах?
  44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями, настолько, что не мог пойти в школу?
  45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
  46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
  47. Тщательно ли ты следишь за тем, чтобы каждая вещь у тебя дома лежала на одном и том же месте?
  48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
  49. Любишь ли ты животных?
  50. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
  51. Твоё настроение зависит от погоды?
  52. Можешь ли ты начать драться, если сердишься на кого-то?
  53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
  54. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос?
  55. Если тебе что-то не удаётся, можешь ли ты прийти в отчаяние?
  56. Можешь ли ты организовать игру, работу?
  57. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
  58. Подсказываешь ли ты или даёшь списывать своим друзьям
  59. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
  60. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
  61. Боишься ли ты пройти один вечером по тёмной улице?
  62. Бывает ли так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
  63. Бывает ли у тебя головная боль?
  64. Часто ли ты смеёшься?
  65. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами?
  66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал?
  67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
  68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
  69. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
  70. Уходя из дому или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
  71. Любишь ли ты природу?
  72. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
  73. Меняется ли твоё настроение за праздничным столом?
  74. Бывает ли так, что ты думаешь о будущем с грустью?
  75. Тебя тянет путешествовать?
  76. Участвуешь ли ты в кружке художественной самодеятельности, любишь ли читать стихи со сцены?
  77. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
  78. Умеешь ли ты развлекать друзей?
  79. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
  80. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
  81. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
  82. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
  83. Часто ли тебе снятся страшные сны?
  84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселятся?
  85. Ты становишься несдержанным и чувствуешь себя более свободным за праздничным столом?
  86. Обычно ты немногословен, молчалив?
  87. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
  88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, кто ты таков?

Ключ: подсчитайте количество "Да" на одни указанные вопросы и количество ответов "Нет" на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

  Тип личности Коэффициент умножения
1. Г-1 Гипертимы x3
"Да" 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
"Нет" нет
2. Г-2 Возбудимые x2
"Да" 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
"Нет" 12, 46, 59
3. Г-3 Эмотивные x3
"Да" 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
"Нет" 25
4. Г-4 Педантичные x2
"Да" 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83
"Нет" 36
5. Г-5 Тревожные x3
"Да" 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
"Нет" 5
6. Г-6 Циклотимные x3
"Да" 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
"Нет" нет
7. Г-7 Демонстративные x2
"Да" 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
"Нет" 51
8. Г-8 Неуравновешенные x3
"Да" 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
"Нет" нет
9. Г-9 Дистимные x3
"Да" 9, 21, 43, 75, 87
"Нет" 31, 53, 65
10. Г-10 Экзальтированные x6
"Да" 10, 32, 54, 76
"Нет" нет

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т. е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего значения.

Общее описание положительных и отрицательных свойств акцентуированных черт характера

+ч.: - описание черт личности и характера, привлекательных по первому впечатлению.

-ч.: - описание "конфликтных" черт человека, уже достаточно знакомых Вам.

+с.: - указание ситуаций, наиболее благоприятных для человека.

-с.: - указание ситуаций, наиболее конфликтогенных для человека.

1. Гипертимическая акцентуация; гипертимный тип: от слова "тимус" - настроение, фон которого постоянно повышен. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие своё окружение, место работы, предприимчивые и увлекающиеся.

: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, лёгкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.

2. Проективная акцентуация; возбудимый тип: от бес - и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность "поднять руку", безудержность в увлечениях.

: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.

3. Эмоцентрическая акцентуация; эмотивный тип: Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения - любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.

: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле-отношении, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.

: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.

4. Дистимическая, депрессивная акцентуация; дистимический тип - с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение.

: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.

: Профессии типа "Человек-знаковые системы", "Человек-природа", не требующие, однако, работы на скорость.

: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

5. Невротическая акцентуация; невротический, тревожно-боязливый тип - тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается "высасыванием из пальца" поводов для беспокойства.

: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.

: Тенденция "прилипать" к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.

: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.

6. Экзальтированная акцентуация; аффективно-экзальтированный тип: Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от "мировой скорби" к "безоблачному счастью", причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как "поза", но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.

: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.

: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

: Возможность иметь "пищу" для чувств, работа "на износ".

: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и "глубины" ситуации.

7. Циклотимическая акцентуация; аффективно-лабильный тип: постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра - окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.

: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

: Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.

: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.

8. Паранойяльная акцентуация; застревающий, неустойчивый тип: иногда называется "неуравновешенным", что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов, и, в то же самое время, - в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим "застреванием". Если складывается система "застреваний", то человек становится "борцом за идею, за правду, за честь и отмщение".

: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.

: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.

: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.

9. Ригидная акцентуация; педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.

: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.

: "Занудливость", буквоедство, формализм, ненужная, дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.

: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.

: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.

10. Акцентуация вытеснения, демонстративный тип: человек в маске собственного собеседника, человек-зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.

: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.

: Возможность устроить "шоу", быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, "заботиться" о других.

: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка "зрителями", ущемление права быть "звездой", равнодушие.

Визуальная аналоговая шкала>

Визуальная аналоговая шкала




  наверх главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал "Головная боль"