Интернет-журнал "Головная боль" главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

Тема номера

Профилактика ГБН у детей и подростков


А.П. Рачин

Смоленская государственная медицинская академия


Психолого-педагогическая реабилитация детей

Знание состояния современной семьи, специфики воспитания позволяет психологу грамотно организовать взаимодействие с родителями ребенка. Основой сотрудничества являются доверительно-деловые контакты.

Основные этапы такой формы общения:

1) Психолог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям. Это способствует появлению положительной установки в общении с родителями на взаимопонимание и доброжелательность. Главная цель этого этапа - установление доверительных отношений.

2) На втором этапе психолог сообщает родителям специальные знания по детской психологии и педагогике (особенности психического и физического развития ребенка, особенности разнообразных видов детской деятельности и т.д.) и постепенно начинает знакомиться с проблемами семьи, формируя тем самым положительную установку к сотрудничеству.

3) В дальнейшем психолог знакомится с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе активны сами родители: они обращаются с вопросами, сообщают о поведении и привычках ребенка дома и т.д. Психолог дает возможность родителям проявлять свою активность, готовность к сотрудничеству, но не поучает, а вызывает у родителей желание выяснить причины того или иного поведения у ребенка.

4) На последующих этапах развивается совместная деятельность психолога и родителей, направленная на совместное исследование, наблюдение развития личности ребенка (особенности общения, реакция ребенка на те или иные события, изучение возможности децентрации). На основе совместной деятельности и психолог, и родители пересматривают, изменяют общение с ребенком (перестраивают собственные стереотипы общения). Родители порой интуитивно чувствуют отношение педагога к ребенку: доброту, холодность, строгость и т.д. Поэтому педагогу следует укрепить это изначальное доверие как основу для дальнейшего сотрудничества в вопросах воспитания малыша.

Какие трудности могут возникнуть в общении психолога с родителями?

Опыт работы "материнских школ" на базе дошкольных учреждений показывает следующее:

1) Психолог часто ориентируется на некий "средний", обобщенный образ родителей, не учитывая различий в возрасте, их культурном и образовательном уровне, во взглядах на воспитание детей. В то время как именно эти факторы во многом определяют минимум педагогических знаний родителей, их ценностные ориентации в вопросах воспитания, характер общения, отношения взрослого с ребенком. Поэтому так важно выяснить роль ребенка в семье, характер общения, методы воздействия семейных воспитателей.

Исследования показали, что прямой вопрос о ценностях ориентации в воспитании вызывает со стороны родителей формальный ответ. Для того чтобы выяснить реально существующие ориентации, влияние семейных воспитателей, исследователи предлагают следующие вопросы для родителей:

1. Что радует родителей в ребенке и что огорчает?

2. Каким вы хотите видеть своего малыша?

3. Кто из членов семьи больше беседует с ребенком, рассказывает сказки, читает, играет?

Психолог может использовать эти вопросы как для индивидуальной беседы, так и для анкетирования.


2) Иногда психолог, взаимодействуя с родителями, испытывает трудности в отборе содержания, ограничиваясь вопросами питания, заболеваний детей. Безусловно, это важно. Однако сегодня запросы большинства родителей гораздо шире. Они хотели бы знать о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о его успехах и неудачах, взаимоотношениях со сверстниками и т.д.

Содержанием общения психолога с семьей может быть не только педагогическая информация, повышающая компетентность родителей, но и опыт семейного воспитания, который вносит существенные коррективы в работу.


3) Установление с родителями необходимых контактов требует определенных коммуникативных умений психолога. Далеко не каждый из них располагает такими умениями. Важно yчитывать конкретную ситуацию, особенности партнера по общению. Психолог должен предложить любую информацию так, чтобы родители смогли понять ее, принять и что-то сделать на ее основе. Бывают ситуации, когда обращения психолога создают барьер между родителями и им. Это случается тогда, когда воспитатель в общении использует педагогическую терминологию непонятную родителям.

Иногда психолог начинает общение с родителями с факта негативного поведения малыша и с вопроса "Почему?"

Это ставит родителей в позицию обвиняемого. Здесь более уместными были бы обращения типа: "Наша Машенька сама убирает игрушки. Как нам с Вами помочь ей научиться самой умываться?" Это настраивает на взаимопонимание. Сначала дается положительная информация о ребенке, его достижениях, а далее то, что вызывает трудности.

Следует отметить, что без внутренней готовности психолога, без желания сотрудничать с родителями в вопросах воспитания ребенка невозможно взаимопонимание.

Одной из причин, которая вызывает затруднения в общении с родителями, является недостаточная педагогическая компетентность самого воспитателя. Поэтому психологу необходимо развивать педагогическое мастерство, осмысливать собственные взгляды и снимать стереотипы в вопросах взаимодействия с семьей.

Таким образом, сотрудничество психолога и семьи в вопросе воспитания личности ребенка основывается на знаниях:

1) Закономерностей развития ребенка.

2) Особенностей его воспитания в условиях семьи и детского учреждения (детский сад, школа, дом творчества и др).

3) Закономерностей процесса общения и на владении методами взаимодействия.

Один из важнейших моментов взаимодействия семьи и детского учреждения связан с периодом адаптации. Успешность протекания адаптации зависит oт подготовки взрослых и ребенка. Объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.

Бурное развитие, раскрытие душевных задатков в детском возрасте - процесс психологически сложный, подчас внутренне противоречивый, и семья играет в нем немаловажную роль. В семье ребенок получает большое внимание взрослых. Общаясь с ними, у него возникают и подкрепляются одни и те же программы поведения.

Эмоциональная насыщенность общения со взрослым в семье более разнообразно, чем вне ее. Семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность переживать и радоваться другим людям.

Именно научно обоснованная психолого-педагогическая реабилитация детей, страдающих ГБН, тесная работа психологов с родителями, педагогами школ способствуют снижению эмоционального напряжения и поддержанию баланса в системе "Семья - ребенок - школа".

Советы родителям по лечению и профилактике ГБН у детей

Ниже приводятся качества, необходимые родителям для лечения и профилактики головной боли напряжения у детей, а также правила, следуя которым, можно избежать возникновения или дальнейшего прогрессирования ГБ у ребенка.

"Родительские" черты характера:

  1. Терпение и последовательность.
  2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.
  3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.
  4. Контроль за своими чувствами и поступками.
  5. Готовность к переменам.
  6. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.
  7. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно Вы воспринимаете беды Вашего ребенка, любите его и цените его здоровье.
  8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.
  9. Вера в положительные результаты лечения.

"Родительские" правила:

  1. В нужный час примите решение о рождении ребенка - только в этом случае Ваш ребенок не будет препятствием на Вашем жизненном пути и вызывать лишний раз досаду, раздражение и недовольство.
  2. Заблаговременно предпримите необходимые меры безопасности до рождения ребенка: проконсультируйтесь у психолога или психотерапевта, избегайте ненужных стрессов на работе и дома, настройтесь на успешные роды.
  3. Примите ребенка как судьбу, помните о высокой потребности в любви к Вам у Вашего ребенка в первые годы жизни.
  4. Чаще общайтесь с Вашими детьми, становитесь на их место, старайтесь понять их проблемы и найти решения, как с ними справиться.
  5. Учитывайте индивидуальность, своеобразие темперамента, характера и личности Ваших детей.
  6. Своевременно замечайте психологический дискомфорт и нервозность Ваших детей, попытайтесь выявить возможные причины этого и направить совместные силы на их устранение.
  7. Помните, что жизнь ребенка складывается из череды постоянно меняющихся мотивов поведения: не обязательно ребенку все запрещать или во всем потворствовать - переключите внимание ребенка на другой мотив поведения.

"Родительская" скорая помощь:

  1. Если у ребенка начинается головная боль, посмотрите, не присутствуют ли какие-то иные симптомы. Например, определите, имелась ли у Вашего ребенка повышенная температура или другие жалобы.
  2. Вспомните, были ли у него раньше подобные головные боли. В поисках причин целесообразно проанализировать новые или изменяющиеся события в жизни ребенка, включая события, которые могут вызвать эмоциональную напряженность и стресс.
  3. Проанализируйте, не приводит ли к появлению ГБ у ребенка наличие физической деятельности.
  4. Если это редкий эпизод ГБ - дайте ему обезболивающее средство. Если нет явной инфекции и иных симптомов, таких, как повышенная температура, можно дать ребенку аспирин. Если ребенок голоден, убедите его поесть, и через несколько часов, удостоверьтесь в наличии или отсутствии головной боли.
  5. Пусть ребенок расскажет о том, что его беспокоит, какие проблемы он не в состоянии решить. Это часто позволяет освободить ребенка от раздражения, беспокойства. Ведь многие события, о которых мы даже не догадываемся, могут привести к стрессу, и в конце концов, к головной боли напряжения.
  6. Родители и педагоги должны давать возможность детям естественно выражать свои чувства, говорить о том, что их волнует или не устраивает.

Но самое главное, что требуется Вашему ребенку - это внимание, забота и любовь. Посему самый лучший способ профилактики ГБН - собственный пример. Необходимо чаще показывать ребенку, как достойно преодолевать трудности, быть о себе высокого мнения, действовать исходя из собственных убеждений, ценить себя. Только так, и никак иначе, можно воспитать нормальных, полноценных и психологически здоровых людей.интернет-журнал "Головная боль"




  наверх главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал "Головная боль"