Интернет-журнал "Головная боль" главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

Тема номера

Эпидемиология и этиопатогенетические особенности ГБН у детей подростков


Я.Б. Юдельсон, А.П. Рачин

Смоленская государственная медицинская акдемия


Головная боль у детей - именно тот симптом, который, с одной стороны, вызывает страх и недоумение родителей, а с другой - множество суждений и споров относительно своей природы у врачей.

Распространенное явление - абсолютно здоровый ребенок уходит в школу; к четвертому уроку у него возникает такая сильная головная боль, что его отпускают домой. Дома он обедает, идет гулять, и все проходит. На другой день ситуация повторяется, и так изо дня в день. Родители в панике ведут ребенка к врачу - врач выясняет, что ребенок когда-то перенес легкую черепно-мозговую травму, связывает головную боль с перенесенной травмой и начинает соответствующее лечение. На самом же деле, причина головной боли в том, что школьник сидит за слишком низким для него столом, или у ребенка плохое зрение, но он не носит или носит плохо подобранные очки, или же головная боль является следствием конфликтных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни: проблемы с успеваемостью, учителями или нарушенные взаимоотношения с одноклассниками. В другой ситуации, просыпаясь, рано утром ребенок говорит: "Я не пойду сегодня в школу, у меня болит голова". И сразу возникает закономерный вопрос: верить или нет? Услышав подобные слова, взрослые не верят в их правдивость. На ум приходит их логическое объяснение: засиделся у компьютера, не выучил уроки, забыл пообедать. К тому же ребенок выглядит вполне здоровым, розовощеким. "Выпей таблетку анальгина и все пройдет",- такое решение проблемы кажется правильным и единственно верным. И боль проходит. На время. Затем снова возвращается.

И в том, и в другом случае целесообразно подумать о головной боли напряжения, играющей доминирующую роль в общей структуре ГБ.

Это именно тот вариант ГБ, с которым приходится наиболее часто сталкиваться и врачам любых специальностей, и педагогам в школе, и, конечно же, родителям.

Эпидемиология ГБН у детей и подростков

Исследования, посвященные распространенности и клиническим характеристикам ГБ у детей, в том числе ГБН, не многочисленны и противоречивы. Отчасти, это связано с различиями в выборе групп исследования, а также неоднозначным подходом к интерпретации клиники ГБ. В соответствии с данными Frankenberg (1991), ГБН у детей выявляется в 49,7%. Близкие к этим результаты получены Pothmann (1994): частота ГБН составляет 48,5%. Данные других авторов имеют существенные колебания: Barea (1996), Luka-Krausgrill (1997), Krasnik (1999) в аналогичных исследованиях показали, что уровень распространенности ГБН у детей может находиться в пределах 72,8%, 52,0% и 28,7% соответственно. По нашим данным, полученным в ходе обследования 1066 детей в возрасте 7-17 лет, ГБН выявлялась у 36,8%, при этом наиболее часто встречался эпизодический вариант болезни - 30,9%, ее хронический вариант составил 4,7%, а сочетание ГБН и мигрени - 1,2%.

Будучи достаточно актуальной уже в младшем школьном возрасте, ГБН постепенно нарастает по частоте, пик которой приходится на пубертатный возраст, а именно 11-12 лет. В дальнейшем происходит некоторое снижение заболеваемости с последующим плавным увеличением к возрасту окончания школы. В структуре ГБН преобладает эпизодический вариант, но с возрастом болезнь имеет тенденцию приобретать хроническое течение. Частота заболевания выше у девочек в сравнении с мальчиками, а также в школе-интернате при сопоставлении с общеобразовательной средней школой. В соответствии с нашими данными, драматичным можно считать и то обстоятельство, что одна треть детей, страдающих ГБН (почти все мальчики), происходило из неполных семей. При этом 98% семей являются неполноценными в связи с отсутствием отца.

Патогенез ГБН у детей и подростков

В последнее время не вызывает сомнений, что ГБН чаще возникает у детей с определенными личностными особенностями и закрепляется под влиянием индивидуально значимых стрессирующих факторов. Следует отметить, что индивидуальная значимость этих факторов зависит от многих причин, но в первую очередь определяется особенностями воспитания и той социальной средой, в которой живет ребенок. К примеру, мальчик привык, что ему во всем потворствуют. При конкретной ситуации, он получает отказ - происходит формирование внутреннего конфликта: Я хочу, но нельзя. Ребенок начинает искать для себя ответ на вопрос "почему ему запретили?". При этом он становиться более беспокойным, раздражительным, иногда даже агрессивным. Если такие ситуации повторяются, а родители не могут найти пути их предотвращения, то в конечном итоге происходит формирование стойкого тревожного синдрома, инсомнии, вегетативной дисфункции и появляется плацдарм для развития ГБН.

Не вызывает сомнений, что социальные факторы также играют драматическую роль в возникновении и поддержании заболевания. Это подтверждается проведенным нами исследованием. При этом выявлено доминирование болезни у учащихся школы-интерната, преобладание эпизодического варианта ГБН у мальчиков из неполных семей, обучающихся в общеобразовательной средней школе, что, по всей видимости, связано с утратой чувства отцовской поддержки и значительное преобладание частоты ГБН у девочек школы-интерната, что можно связать с отсутствием влияния матери.

Немаловажную роль в генезе заболевания играют и личностные особенности больного ребенка. Основные из них в целом не зависят от пола и социальных факторов. Это - преимущественно циклотимический, гипертимный, эмотивный и экзальтированный типы акцентуаций личности с высоким уровнем личностной тревожности и наклонностью к ипохондрии и паранойяльности.

Таким образом, изложенные данные позволяют обосновать тот факт, что основными факторами формирования ГБН у ребенка являются невротические особенности личности и наличие индивидуально значимой стрессирующей ситуации, что приводит к нарушению функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса. Это сопровождается изменениями в действии ноци- и антиноцицептивной систем, развитием тревожного (или тревожно-депрессивного в более старшем возрасте) синдрома и нарушением функционального состояния в системе "тройничный - лицевой нервы". В результате возникает гипертонус и гипоксия перикраниальных и мимических мышц, что выражается клиническим проявлением ГБН. интернет-журнал "Головная боль"




  наверх главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал "Головная боль"