Интернет-журнал "Головная боль" главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция 

Тема номера

Клиника ГБН у детей и подростков


Я.Б. Юдельсон, А.П. Рачин

Смоленская государственная медицинская академия


По современным представлениям, ГБН у ребенка - это психосоматический дискомфорт, в формировании которого участвуют многие факторы. Наиболее существенными из них являются проблемы, связанные с обучением (загруженность ребенка уроками, неудобное рабочее место, напряжение зрения), семейные разногласия, включая развод родителей, чрезмерное родительское попечительство, конфликты с учителями и др. Из микросоциальных факторов, способствующих возникновению ГБН, значимыми являются неполная семья, дефекты воспитания, наличие братьев и сестер.

Ребенок не всегда самостоятельно справляется с тем, что его волнует и беспокоит. Он не может себе позволить открыто проявить свои истинные чувства по отношению к матери или отцу, гневаться на брата или учительницу. Чувства подавляются, накапливаются и, наконец, находят выход в виде головных болей напряжения. Таким образом, ребенок медленно и методично разрушает себя изнутри.

Проводимые психологические исследования показали, что ребенок, в большинстве случаев, не в состоянии выполнять свои обязанности на уровне ожидания взрослого. При этом ряд исследователей отмечают, что основной вклад в развитие ГБН вносит не сам ребенок, а его родители. Поведение родителей - ключ для дверей, за которыми находится возможность реальной помощи детям, страдающим ГБН. В то же время, существует мнение, что ГБН является вариантом неврозоподобного поведения ребенка, протекающего по принципу "чтобы выделиться".

Несмотря на разнообразные суждения, относительно природы ГБН у детей, очевидно, что ее развитие напрямую связано с эмоционально-личностными особенностями ребенка. Наряду с этим, с позиции современной патофизиологии можно утверждать, что в основе головной боли напряжения у детей, как и у взрослых, лежат определенная слабость механизмов психологической защиты, а также функциональная недостаточность антиноцицептивной системы мозга, реализующаяся в условиях действия стрессирующих факторов. Именно поэтому при наличии ГБН у ребенка необходимо тщательное системное и неврологическое обследование. Важную роль в постановке диагноза играют жалобы и целенаправленный сбор анамнеза, что позволяет выявить источник возникновения и поддержания стрессовой ситуации.

Характер ГБ более понятно дети описывают с 5 лет. Для "детской" ГБН наиболее характерны двусторонние боли в лобно-височной или лобно-теменной областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий или давящий характер и не усиливается от физической нагрузки. Необходимо подчеркнуть, что у мальчиков, несколько чаще, чем у девочек встречается сжимающий характер, а также теменная локализация ГБН. В то же время у девочек преобладает тупой недифференцированный характер боли и локализация ГБН в области висков. В соответствии с нашими данными, 24,0% детей, страдающих ГБН, отметили колющий характер боли, что редко встречается среди взрослых. Более чем у 50% детей ГБН возникает с частотой 1 раз в неделю, при этом большинство характеризуют свои болевые ощущения как терпимые, и только около 6% пациентов испытывают сильнейшую боль, требующую немедленного приема анальгетиков. Известно, что среди взрослых прием анальгетиков практикует 53-64%, что приводит к появлению абузусной ГБ. Боль чаще появляется во второй половине дня, нередко провоцируется переутомлением в школе и погодными факторами. С меньшей частотой дети указывают на плохой сон, как одну из возможных причин возникновения ГБН. По мере роста ребенка отмечается тенденция к учащению ГБ.

Ожидаемыми сопровождаемыми симптомами ГБН в одной трети случаев являются звукобоязнь, тошнота и светобоязнь, а также желание лечь или усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос.

В соответствии с полученными нами данными, такие сопровождающие симптомы, как свето- и звукобоязнь, достоверно выше у детей в сравнении со взрослыми. Вероятно эти особенности связаны с формированием вегетативной нервной системы в пубертатном периоде.

Следует отметить, что у девочек имеет место достоверное преобладание во время приступа потливости, что также указывает на различия в течении заболевания в зависимости от пола.

Что касается времени возникновения ГБН, то половина пациентов отмечают ее появление в вечернее время. Столько же детей наблюдают самостоятельное купирование боли, а положительный эффект от приема анальгетиков имеет место у одной трети больных.

Проведенный неврологический осмотр у детей, как и у взрослых, не выявляет очаговой симптоматики, за исключением наличия симптомов повышенной рефлекторной возбудимости (симметричное повышение сухожильных рефлексов, расширение рефлексогенных зон, симптом Якобсона-Ласка и др.), что лишний раз доказывает психогенный характер заболевания.

Дети, страдающие ГБН, склонны к посещению кружков и секций "по интересам", что вызывает у них положительные эмоции и психическую релаксацию, но в то же время обучение в школе, которое способствует появлению эмоциональной напряженности, не оживляет позитивную реакцию личности, т.к. провоцирует ГБН. Особенно это касается предметов логико-математической направленности, после посещения которых у детей преимущественно и возникает приступ ГБ.

Обращает на себя внимание тот факт, что дети, страдающие ГБН, имеют достоверно выше частоту встречаемости хронических форм сопутствующих заболеваний (в основном, желудочно-кишечного тракта). Особенно этот показатель чаще встречается среди девочек.

ГБН имеет достоверную взаимосвязь с синдромом вегетативной дистонии, при этом его клинические проявления наблюдаются чаще у девочек, а также у пациентов старше 11-12 лет. Необходимо подчеркнуть, что в структуре синдрома вегетативной дистонии преобладают ваготонические проявления: на первый план выходят склонность к покраснению лица, возникающее преимущественно при волнении, онемение или похолодание пальцев кистей, повышенная потливость и др. Следует отметить, что ГБН у детей часто сочетается с расстройствами сна, к которым относят: трудности засыпания, ночные пробуждения, ночные кошмары, ритмические движения во время сна, утреннюю невыспанность, дневную сонливость и др. Яркая представленность расстройств сна у детей, больных ГБН, также отличает клинику заболевания от взрослых.

Таким образом, в клинике ГБН достоверно выявляется взаимосвязь основного заболевания с синдромом вегетативной дистонии и расстройствами сна, а также преимущественная выраженность ваготонических расстройств в структуре СВД. Все это указывает на общность патогенетических механизмов головной боли напряжения, вегетативной дисфункции и инсомнии, что, вероятно, можно объяснить генетически детерминированной особенностью функции лимбико-ретикулярного комплекса.

У детей с ГБН удается выявить отдельные симптомы нарушений в психической сфере. Психотравмирующая ситуация как одна из причин возникновения ГБН способствует низкой продуктивности деятельности, ослаблению памяти, нарушению внимания и неуверенности. Полученные нами данные показали преобладание среди детей больных ГБН экзальтированной, эмотивной, циклотимической и гипертимической акцентуаций личности. Но если гипертимический тип встречается чаще у мальчиков, то аффективно-экзальтированный вариант превалирует у девочек.

Следует обратить особое внимание, что обычно гипертимические личности отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству и недостатком чувства дистанции в отношении к старшим по возрасту. В том случае, если гипертимы терпят неудачи, получают запреты, встречают сильное противодействие, у них возникают вспышки гнева и раздражения, что подтверждает факт эмоциональной неустойчивости и наличие фона для развития ГБН. Во многом с ними схожи циклотимические личности, у которых совмещены гипертимическая и дистимическая акцентуации. При этом даже внешне неуловимый поворот в настроении может вызвать переход от радости к грусти и спровоцировать появление ГБН.

Преобладанием у девочек аффективно-экзальтированного и эмотивного темпераментов можно объяснить высокую частоту встречаемости среди них ГБН, в сравнении с мальчиками. Это подтверждается тем, что экзальтированность характера, которую иногда называют темпераментом тревоги и счастья, связана с тонкими эмоциями и способствует бурным флюктуациям настроения от ощущения восторга до "смертельной тоски", а особая чувствительность эмотивной натуры приводит к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию.

У детей, страдающих ГБН, также определяется высокий уровень личностной тревожности, а депрессия пока еще находится в латентном состоянии. Однако с возрастом, при постоянном воздействии на данную личность стрессирующих факторов, происходит прогрессирование заболевания, и депрессия становится неотъемлемой частью ГБН, чем обосновывается и объясняется эффективность антидепрессивной терапии у взрослых.

Эти данные характеризуют общую клинику заболевания, где на фоне определенных характерологических особенностей наряду с ваготонией, инсомнией имеет место эмоциональная лабильность, с постепенным формированием высокого уровня тревожности и латентно существующей депрессией.

Наряду с описанными выше психологическими характеристиками личности у детей, больных ГБН, выявляются паранойяльные черты, при этом такие пациенты активно насаждают свои взгляды, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. В то же время у пациентов выявляется склонность к психопатоподобным реакциям. Эти черты характера свидетельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди конфликтны, агрессивны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Из этих категорий личностей формируется группа риска по ГБН.

При оценке социальной адаптации больных детей выявляется достоверное преобладание показателя ипохондрии, что указывает на склонность пациентов с ГБН к астеноневротическому типу реагирования, представители которого плохо переносят смену обстановки и легко теряют равновесие при социальных конфликтах.

У большинства детей, страдающих ГБН, выявляются конфликты в особо значимых сферах межличностных отношений. Наиболее проблемными областями для 8-11-летних детей оказываются взаимоотношения с отцом, друзьями, отношение к будущему. В 12-15-летнем возрасте конфликтной сферой является взаимоотношение с обоими родителями (преимущественно с отцом), возрастает неудовлетворенность собой, возникают страхи, опасения за свое будущее.

Кроме того, у детей могут отмечаться затруднения при адаптации к новой обстановке, они трудно сходятся с новыми лицами. При общем ровном настроении иногда наблюдаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой. Дети порой бывают чрезмерно мнительными, у них нередко отмечается неуверенность в принятии самостоятельных решений. Подростков не устраивают взаимоотношения с противоположным полом.

Таким образом, обобщенный "психологический портрет" ребенка, страдающего ГБН, представляет собой наличие преимущественно циклотимической, гипертимной, эмотивной и экзальтированной акцентуации личности с высоким уровнем личностной тревожности и наклонностью к паранойяльности и ипохондричности. Эти характерологические особенности личности детей, страдающих ГБН, являются преморбидным фоном развития болезни и плацдармом поддержания специфичных форм социального реагирования.

По мере прогрессирования психотравмирующей ситуации, а также нарастания ее частоты, происходит увеличение количества эпизодов ГБН, ее интенсивности и длительности, с возможным дальнейшим переходом в хронический вариант.интернет-журнал "Головная боль"




  наверх главная  архив  ссылки  литература  съезды  авторам  редакция  Интернет-журнал "Головная боль"